Новый виток в развитии цензуры: в Москве запретили продавать книги Геббельса и Муссолини

Новый виток в развитии цензуры: в Москве запретили продавать книги Геббельса и Муссолини

В Москве возбуди уголовное дело по факту поступления в свободную продажу книг фашистского идеолога Йозефа Геббельса «Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках» и Бенито Муссолини «Третий путь: без демократов и коммунистов». Прокуратурой был проведен ряд психолого-лингвистических экспериментов, в ходе которых эксперты установили экстремистский характер изданий, оправдание нацистской идеологии и расовой дискриминации.

Обе книги были выпущены издательством «Алгоритм». Более того, после выхода в свет этой литературы их закупили московские библиотеки. Факт возбуждения уголовного дела всколыхнул, прежде всего, московскую интеллигенцию. Действительно, решение это далеко неоднозначное, как не однозначна и современная правовая база. Получается, что де-юре в России цензуры не существует, но де-факто она имеет место быть. Важно, что эксперты не только не усмотрели в книгах важной культурной ценности, но и прировняли их к экстремистским, фактически лишив россиян возможности прочтения данной литературы.

Но почему московские библиотеки закупали экстремистскую литературу и уместно ли в этом случае проведение психолого-лингвистических экспертиз? Ведь одно дело, когда под запретом оказываются памфлеты доморощенных российских неонацистов и совсем другое дело, когда прокуратура запрещает к прочтению литературу, важную с исторической точки зрения. Действительно, историки бьют тревогу: их фактически лишают возможности полноценно изучать историю Германии времен правления Адольфа Гитлера. Литература вырвана из исторического контекста, неактуальна на сегодняшний день, значима с точки зрения понимания причин и идеологий немецкого народа эпохи Второй мировой войны. Особую значимость книги Геббельса представляют для современной риторики: отходя от оценки фашиста как личности, ученые отмечают его потрясающее владение искусством слова, риторикой и психологией в целом.

«К Муссолини и Геббельсу можно относиться как угодно, но запрещать литературу, которая имеет историческую ценность – попросту немыслимо, - говорит наш собеседник, профессиональный историк, пожелавший высказаться анонимно. – Дело здесь не в оценке нацизма – дело в изучении. Безусловно, детям и недоразвитым людям с неонацистскими наклонностями это читать не нужно. Но мы же пишем на фильмах «18+» - так почему бы не сделать с книгами то же самое. Изучение этих трудов важно для историков, риториков, психологов и запрещать их попросту нелепо».
Однако, по всей видимости, эти издания уже никогда не окажутся на полках московских книжных магазинов. Специалисты уже окрестили этот ход со стороны прокуратуры новым витком в развитии цензуры. Пока не ясно, чем именно закончится уголовное дело, и кто именно понесет наказание – издатели или распространители. Ясно одно: Россия начинает с того, от чего когда-то так долго пыталась уйти. Распространение литературы вновь рискует оказаться подсудным делом.
Теги -
Опубликовано в категории: : Культура
18-10-2013, 09:27